
ОПЕРАТИВНЫЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПРОГНОЗ
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций
на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
на 27 июля 2025 год.
(подготовлен на основе информации Ханты-Мансийского ЦГМС - филиала ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС", Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре, КУ ХМАО-Югры "ЦОБ", ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, Филиала Севера Сибири ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета", статистических данных и открытых информационных ресурсов)
I. Оправдываемость оперативного ежедневного прогноза за 25 июля 2025 года 91,5%.
II. Динамика синоптических процессов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
1. Температурные отклонения от нормы, в том числе наибольшие отрицательные/положительные отклонения.
Температура ночью +12,+17 °С, местами по северо-западным районам +4,+9 °С , днем +21,+26 °С, что на 2 °С ниже нормы.
2. Прогноз сильного ветра.
Сильный ветер не прогнозируется.
Ветер северо-восточный ночью 5-10 м/с, днем 8-13 м/с.
3. Прогноз сильных осадков.
Сильные осадки не прогнозируются.
Местами кратковременный дождь.
4. Прогноз опасных и неблагоприятных явлений погоды.
Опасные явления погоды не прогнозируются.
Неблагоприятные явления погоды не прогнозируются.
III. Гидрологическая обстановка на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
1. Вскрытие рек.
На всех реках автономного округа чисто.
Колебания уровней воды на реках ХМАО – Югры:
р. Обь изменения уровней за сутки от -15 до -2 см;
р. Иртыш изменения уровней за сутки от -17 до -12 см;
р. Конда изменения уровней за сутки от -12 до -2 см;
р. Северная Сосьва изменения уровней за сутки от -12 до +1 см;
р. Большой Салым изменение уровня за сутки -8 см;
р. Вах изменения уровней за сутки от -15 до -4 см;
р. Ляпин изменение уровня за сутки -18 см.
2. Навигационная обстановка.
Открыта навигация на всех маршрутах пассажирских перевозок автономного округа.
3. Статистическая информация о затопленных территориях за 25.07.2025.
На р. Обь (г/п Полноват) в д. Пашторы (Белоярский район) затопленных приусадебных участков нет (за сутки освободились 10 участков), жилые дома не затоплены, без нарушения жизнедеятельности населения.
На р. Северная Сосьва (г/п Березово) в пгт. Березово (Березовский район) затоплены 3 приусадебных участка (за сутки без динамики), жилые дома не затоплены, без нарушения жизнедеятельности населения.
IV. Лесопожарная обстановка на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
1. Наиболее сложная лесопожарная обстановка.
Исходя из данных информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров «Рослесхоз» (ИСДМ – Рослесхоз) на территории ХМАО-Югры по условиям погоды, сложилась следующая обстановка:
Первый класс: МР Октябрьский, ГО Нягань, МР Советский, ГО Югорск, МР Кондинский, ГО Урай;
Второй класс: МР Белоярский, МР Березовский, ГО Лангепас, МР Ханты – Мансийский, ГО Ханты – Мансийск, ГО Сургут;
Третий класс: МР Нефтеюганский, ГО Пыть-Ях, ГО Нефтеюганск, МР Нижневартовский, ГО Радужный, ГО Мегион, ГО Нижневартовск, ГО Покачи, МР Сургутский, ГО Когалым.
Таблица 1. Прогнозируемые классы пожарной опасности по МО
(www.pushkino.aviales.ru):
Ханты-Мансийский АО КЛАСС ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ПО УСЛОВИЯМ ПОГОДЫ
I II III IV V
Муниципальные образования (22) 6 6 10 0 0
2. Параметры пожарной опасности с нарастающим итогом с момента возникновения первых очагов природных пожаров на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Лесные пожары
Всего с начала пожароопасного периода 2025 года на территории ХМАО-Югры зарегистрировано 140 очагов лесных пожаров (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 271 очаг) на общей площади 4468,13 га (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 8694,14 га).
Ландшафтные пожары
Всего с начала пожароопасного периода 2025 года на территории ХМАО-Югры зарегистрировано 25 очагов ландшафтных пожаров (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 90 очагов) на общей площади 118,6585 га (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 1214,8814 га).
3. Статистические данные о количестве возникших очагов природных пожаров за прошедший период.
Лесные пожары
По состоянию на 24:00 25.07.2025 года на территории ХМАО-Югры за сутки зарегистрированы 6 очагов лесных пожаров (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 3 очага), на площади 16,23 га (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 39,00 га), возник 1 очаг лесных пожаров на площади 0,2 га, ликвидировано 6 очагов лесных пожаров на площади 16,23 га. Продолжает действовать 0 очагов лесных пожаров на площади 0,00 га, из них локализовано 0 очагов на площади 0,00 га, площадь активного горения – 0,00 га.
Ландшафтные пожары
По состоянию на 24:00 25.07.2025 года на территории ХМАО-Югры за сутки зарегистрировано 0 очагов ландшафтных пожаров (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 0 очагов) на общей площади 0,00 га (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 0,00 га), возникло 0 очагов на площади 0,00 га, ликвидировано 0 очагов на площади 0,00 га. Продолжают действовать 0 очагов ландшафтных пожаров на площади 0,00 га, из них локализовано 0 очагов на площади 0,00 га. Площадь активного горения – 0,00 га.
4. Экологическая обстановка, связанная с задымлением населенных пунктов от действующих природных пожаров.
Изменение экологической обстановки, связанной с задымлением населенных пунктов от действующих природных пожаров, не зарегистрировано.
V. Параметры прогноза возможных ЧС на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на предстоящие сутки:
1. Прогноз солнечной активности и геомагнитной обстановки.
В ближайшие сутки геомагнитная обстановка будет меняться от спокойной к возбужденной. Во второй половине суток возможны слабые магнитные бури.
2. Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, связанных с затоплением населенных пунктов, участков транспортных коммуникаций и прилегающих территорий, находящихся в пониженных участках местности в результате весеннего половодья.
ЧС не прогнозируется.
Происшествий не прогнозируется.
3. Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, связанных с затоплением населенных пунктов, участков транспортных коммуникаций и прилегающих территорий, находящихся в пониженных участках местности в результате выпадения сильных и очень сильных осадков.
ЧС не прогнозируется.
Происшествий не прогнозируется.
4. Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий на водных объектах.
ЧС не прогнозируется.
Возможно возникновение 1 происшествия, вероятность – низкая.
5. Прогноз наиболее сложной лесопожарной обстановки в текущем прогнозируемом периоде.
Согласно Приказу № 7-нп от 17.03.2025 Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры установлен пожароопасный сезон с 26.04.2025 г.
Исходя из данных информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров «Рослесхоз» (ИСДМ – Рослесхоз) на территории ХМАО-Югры по условиям погоды, прогнозируется:
Первый класс: МР Белоярский, МР Октябрьский, ГО Нягань, МР Советский, ГО Югорск, МР Кондинский, ГО Урай;
Второй класс: МР Березовский, МР Ханты – Мансийский, ГО Ханты – Мансийск;
Третий класс: МР Нефтеюганский, ГО Пыть-Ях, ГО Нефтеюганск, МР Нижневартовский, ГО Радужный, ГО Мегион, ГО Нижневартовск, ГО Покачи, ГО Лангепас, МР Сургутский, ГО Когалым, ГО Сургут.
Таблица 2. Прогнозируемые классы пожарной опасности по МО
(www.pushkino.aviales.ru):
Ханты-Мансийский АО КЛАСС ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ПО УСЛОВИЯМ ПОГОДЫ
I II III IV V
Муниципальные образования (22) 7 3 12 0 0
6. Прогноз ухудшения параметров пожарной обстановки.
Исходя из данных информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров «Рослесхоз» (ИСДМ – Рослесхоз) на территории ХМАО-Югры по условиям погоды прогнозируется повышение класса пожарной опасности в ГО Лангепас и ГО Сургут до третьего.
7. Прогноз возникновения природных пожаров, в том числе палов сухой растительности и единичных очагов торфяных пожаров.
Возможно возникновение 3-6 случаев очагов природных пожаров, в том числе палов сухой растительности, вероятность низкая.
8. Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, обусловленных переходом огня от палов сухой растительности или лесных пожаров на населенные пункты и объекты экономики.
ЧС не прогнозируется.
Происшествия не прогнозируются.
9. Прогноз возникновения ЧС и происшествий, обусловленных ухудшением экологической обстановки и задымления населенных пунктов из-за дымовых шлейфов от действующих природных пожаров.
ЧС не прогнозируется.
Происшествия не прогнозируются.
10. Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, обусловленных переходом природных пожаров через границу с сопредельными областями.
ЧС не прогнозируется.
Происшествия не прогнозируются.
11. Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, обусловленных авариями на электроэнергетических системах, ЛЭП.
ЧС не прогнозируется.
Возможно возникновение 1 происшествия, связанного с отключением электроэнергии. Вероятность – наименьшая.
12. Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, обусловленных авариями на коммунальных системах жизнеобеспечения.
ЧС не прогнозируется.
Возможно возникновение 1 происшествия связанного с авариями на коммунальных системах жизнеобеспечения. Вероятность – наименьшая.
13. Прогноз рисков увеличения количества техногенных пожаров.
ЧС не прогнозируется.
Возможно возникновение 7 пожаров, вероятность – высокая.
Таблица 3. Муниципальные образования с повышенной и высокой вероятностями возникновения техногенных пожаров:
№ Районы Вероятность (Р) Городские округа Вероятность (Р)
1. Кондинский 0,3 Нижневартовск 0,9
2. Нефтеюганский 0,3 Нягань 0,3
3. Нижневартовский 0,3 Сургут 0,9
4. Октябрьский 0,3 Ханты-Мансийск 0,3
5. Советский 0,3
6. Сургутский 0,6
14. Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, обусловленных обрушением конструкций зданий и сооружений.
ЧС не прогнозируется.
Происшествия не прогнозируются, вероятность – наименьшая.
15. Прогноз рисков затруднения в движении транспорта и увеличения количества ДТП и происшествий на дорогах федерального, регионального и местного значения.
ЧС не прогнозируется.
Возможно возникновение 4 ДТП, вероятность – высокая.
Таблица 4. Муниципальные образования с повышенной и высокой вероятностями возникновения ДТП:
№ Районы Вероятность (Р) Городские округа Вероятность (Р)
1. Нефтеюганский 0,4 Нижневартовск 0,4
2. Сургутский 0,4 Сургут 0,9
16. Прогноз рисков увеличения количества ДТП в утренние и вечерние часы в связи с туманами на автодорогах федерального, регионального и местного значения, расположенных в пониженных участках местности, около водных объектов.
ЧС не прогнозируется.
Возможно увеличение количества ДТП в утренние и вечерние часы, вероятность – наименьшая.
17. Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, связанных с авариями на железнодорожном транспорте.
ЧС не прогнозируется.
Происшествия не прогнозируются.
18. Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, связанных с авариями на авиационном транспорте.
ЧС не прогнозируется.
В аэропортах и на вертолетных площадках округа существует риск задержки авиарейсов. Вероятность – наименьшая.
19. Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, связанных с авариями на объектах нефтегазодобычи и переработки.
ЧС не прогнозируется.
Возможно возникновение до 4-х происшествий, обусловленных авариями (инцидентами) на магистральных нефте-, газопроводах, вероятность – повышенная.
VI. Рекомендации по реагированию на прогноз.
С целью снижения риска и смягчения последствий возможных чрезвычайных ситуаций рекомендуется проведение следующих превентивных мероприятий:
Руководителям территориальным органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти ХМАО - Югры, главам администраций муниципальных образований, начальникам местных пожарно-спасательных гарнизонов Федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре, органам, уполномоченным на решение вопросов в области ГО и ЧС муниципальных образований, руководителям и дежурным службам заинтересованных организаций и предприятий в пределах своей компетенции:
- организовать проведение внеочередных заседаний КЧС и ОПБ;
- обеспечить выполнение комплекса предупредительных мероприятий в соответствии с территориальными «Планами предупреждения и ликвидации ЧС» и «Методическими рекомендациями МЧС РФ по организации реагирования на прогнозы ЧС»;
- организовать оперативное прогнозирование возможных последствий НЯ и ОЯ;
- определить степень опасности и осуществить оповещение населения, которое может оказаться в зоне влияния негативных природных факторов.
Для предотвращения воздействия неблагоприятных и опасных метеорологических явлений:
Организовать проведение внеочередных заседаний КЧС и ОПБ.
Уточнить планы и схемы оповещения органов управления, сил и средств, привлекаемых к ликвидации возможных ЧС.
Для повышения эффективности работы по сбору и обмену информацией, с целью создания условий для оперативного реагирования сил и средств на возможные чрезвычайные ситуации и происшествия, связанные с прогнозируемым погодным явлением, обеспечить проведение комплекса превентивных мероприятий, включая доведение данной информации до глав сельских поселений и населения с помощью всех имеющихся средств (СМИ, экипажами с СГУ, старосты и т.д.).
Обеспечить контроль готовности и дежурство аварийно-восстановительных бригад по ликвидации возможных аварий на системах газо-, водо- и электроснабжения, предусмотреть возможность перехода на источники резервного электропитания.
Проверить техническую готовность и работу передвижных, автономных источников электропитания.
Проверить надежность крепления конструкций большой парусности (рекламные щиты, стенды, навесы, подъемные краны и т.д.).
Выявлять и принимать меры по предупреждению, локализации и ликвидации дефектов и отказов в работе систем жизнеобеспечения населения.
Обратить особое внимание на детей, людей старших возрастов и граждан маломобильной группы (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины и т.п.).
Уточнить План эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, уточнить пункты временного размещения (ПВР) пострадавшего населения и технику для эвакуации людей в ПВР.
Для предотвращения подтопления (затопления) территорий и локальных объектов на территории муниципального образования:
Осуществлять контроль состояния готовности коллекторных систем, дамб обвалования к пропуску паводка, обращая особое внимание на коллекторы, расположенные в пониженных участках и зонах пропуска воды под автодорогами.
Осуществлять мониторинг гидрологической обстановки. Организовать взаимодействие по своевременному сбору и обмену информацией между ЕДДС, ответственными должностными лицами за координацию мероприятий по безаварийному пропуску весеннего половодья и дождевых паводков по паводкоопасным направлениям, собственниками и (или) эксплуатирующими ГТС организациями.
Разработать прогнозы возможных ЧС и довести до ответственных должностных и иных заинтересованных лиц.
Организовать оповещение и доведение информации до населения при угрозе возникновения и возникновении ЧС через средства массовой информации, а также путем подворового обхода.
Провести мероприятия по уточнению списков населения, проживающего в зонах возможного затопления (подтопления), на случай экстренной эвакуации. Обеспечить готовность пунктов временного размещения.
Создать в необходимых объемах запас медикаментов, продовольственных и иных товаров первой необходимости в населённых пунктах, подверженных угрозе затопления (подтопления) паводковыми водами и (или) с которыми нарушается автотранспортное сообщение.
Организовать вывоз мусора и очистку выгребных ям из зон возможного подтопления.
Уточнить схему электроснабжения (наличие резервных источников питания) в зоне возможного подтопления.
Быть в готовности к проведению АСДНР. Подготовить расчет количества личного состава и техники на ликвидацию возможных ЧС.
Быть в готовности к оказанию медицинской и психологической помощи возможным пострадавшим.
Проверить наличие и пополнить запасы материальных средств, используемых для ликвидации последствий ЧС.
Проверить готовность аварийных служб, техники и водооткачивающего оборудования к работе.
Для предотвращения лесных пожаров:
Главам муниципальных образований, руководителям органов государственной власти, учреждений и организаций рекомендуется:
- взять на личный контроль создание (участие), обеспечение, укомплектование и организацию работ патрульно-манёвренных и манёвренных групп;
- при прогнозировании 3-го и выше класса горимости, организовать патрулирование населенных пунктов, лесных массивов и иных природных территорий, расположенных вблизи населенных пунктов силами патрульно-манёвренных групп в целях контроля за лесопожарной обстановкой, выявления нарушений правил пожарной безопасности, очагов возгораний и ликвидации мелких природных пожаров;
- организовать проверку состояния мест забора воды для тушения пожара;
- организовать уборку и вывоз мусора и сухой растительности с внутрипоселковых территорий в установленные для этих целей места (полигоны твердых бытовых отходов);
- организовать проведение сходов граждан (сотрудников) по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности и степени административной и уголовной ответственности за их нарушение;
- через все доступные каналы оповещения проводить агитационную и разъяснительную работу среди населения (сотрудников) по соблюдению мер пожарной безопасности в лесах.
Для предотвращения возникновения техногенных пожаров:
Усилить противопожарную пропаганду в СМИ, а также проведение лекций и бесед с населением на противопожарную тематику в ходе рейдов.
Организовать и проводить межведомственные рейды по местам проживания социально незащищенных групп населения и многодетных семей, состоящих на социальном обслуживании.
Продолжать работу по оснащению автономными пожарными извещателями мест проживания одиноких граждан, многодетных семей, состоящих на социальном обслуживании, а также семей, находящихся в социально опасном положении, имеющих детей, и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Организовать проведение рейдов совместно с представителями отделов социальной защиты населения, районных (городских) электрических сетей, газовой службы по обследованию мест проживания лиц, ведущих асоциальный образ жизни, малоимущих граждан, многодетных семей, инвалидов и предупреждению использования не сертифицированных электроприборов, бытовых газовых устройств.
Содержать в проезжем состоянии подъездные автомобильные дороги к населенным пунктам, а также подъезд к источникам наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов, искусственных пожарных водоемов, рек, озер, прудов, бассейнов и др.) для забора воды пожарной техникой. Контролировать достаточность предусмотренного для целей пожаротушения запаса воды.
Проводить регулярно проверки противопожарного состояния частного жилого сектора.
Обеспечить контроль пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей.
В ходе рейдов и обходов организовать контроль исправности газового оборудования, в целях недопущения случаев взрывов бытового газа.
Для предотвращения аварийных ситуаций на автомобильных дорогах:
В целях улучшения дорожных условий и снижения последствий от неблагоприятных (опасных) природных явлений на дорогах, необходимо усилить меры для профилактики дорожно-транспортных происшествий, контролировать (регулировать) состав дежурных сил и средств, привлекаемых для обеспечения безопасности на автодорогах.
Организовать готовность дорожных служб, осуществляющих прикрытие автомобильных дорог различного значения, к обеспечению нормального функционирования систем транспортного сообщения в условиях действия неблагоприятных (опасных) метеорологических явлений (выпадение сильных осадков, туман).
Проводить пропагандистскую работу через СМИ о необходимости соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения, а также контролировать техническое состояние транспортных средств (своевременное техническое обслуживание).
Информировать и пропагандировать необходимость сезонной смены летней резины на зимнюю, соблюдения безопасной дистанции и бокового интервала при управлении автомобилем, не допущения резких ускорений, торможений и перестроений.
Совместно с органами ГИБДД, реализовать меры по предупреждению аварийных ситуаций с детьми на автомобильных дорогах.
Осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов), предрейсовой подготовки водителей.
Обеспечить контроль готовности аварийных и дорожных служб к реагированию на ДТП.
Оперативно доводить прогнозную информацию по метеорологической и дорожной обстановке до населения.
В случае угрозы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и затруднения в движении автомобильного транспорта:
- привлечь дополнительную специализированную технику с ближайших пунктов дислокации;
- организовать места питания и размещения водителей и пассажиров в случае необходимости;
- организовать дежурство экипажей скорой медицинской помощи, патрульных машин ГИБДД, ПСС и подвоз ГСМ;
- осуществлять информирование населения через СМИ о сложившейся обстановке, а также маршрутов объездных автодорог;
- организовать взаимодействие с Центром медицины катастроф и ГИБДД, для своевременного реагирования на возможные ДТП.
В целях предупреждения несчастных случаев на водных объектах:
Продолжить разъяснительную работу среди населения, направленную на соблюдение мер безопасности при посещении водных объектов, особое внимание уделить организации работы по профилактическим и обучающим мероприятиям с детьми, включая проведение бесед и лекций по правилам безопасного поведения на воде и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Определить составы аварийных бригад ГИМС, провести совместные тренировки служб ФП и ТП РСЧС по ликвидации аварий.
Осуществлять разъяснительную работу среди населения и любителей рыбной ловли по безопасному поведению людей на водных объектах.
Организовать контроль за выполнением мероприятий по пропаганде безопасного поведения людей на водных объектах, в том числе с привлечением СМИ.